6b859631d13fe019058f78e6e6f519f6

Сегодня богословское образование можно получить, не выходя из комнаты, — только нажимай на кнопки и открывай соответствующие сайты. Там написано обо всем — и о вероучении, и об истории Православной Церкви, и о каждом святом.

Мы очень часто ссылаемся на недостаток времени, из-за которого у нас не хватает ни сил, ни возможности в храм пойти, в паломническое путешествие поехать, доброе дело сделать. Нам часто некогда совершать то, что является самым главным.

Проблема богомыслия, проблема богоискательства — это острая проблема современности. Многие люди не могут найти Бога, несмотря на обилие информации. Сегодня богословское образование можно получить, не выходя из комнаты, — только нажимай на кнопки и открывай соответствующие сайты. Там написано обо всем — и о вероучении, и об истории Православной Церкви, и о каждом святом. И ведь многие люди действительно открывают эти страницы, читают, а иногда даже позволяют себе что-то писать в том же самом Интернете, комментировать — буквально как богословы. А когда повнимательнее присмотришься к их писаниям, оказывается, что в них нет самого главного — веры. Знания есть. Трудно, правда, сказать, насколько глубоко эти знания в памяти человека, но в памяти компьютера они есть, и когда потребуется, человек может быстро открыть соответствующую страницу и восстановить в своей памяти утраченное. А вот веры нет и готовности пойти помочь пострадавшим нет. Готовность посплетничать — есть, ругаться в Интернете — есть, осуждать ближних, особенно если это священнослужители, — есть такое желание и такая потребность; а вот поверить люди не могут, даже называя себя верующими.

Почему же так происходит? В 1-м послании к Коринфянам (1 Кор. 2:9 — 3:8), где апостол говорит: «никто из человеков не может понять, что в человеке, как только духом человеческим, который в нем; так же и Божие никто не может понять, как только Духом Божиим». И как эти слова перекликаются с другим местом из апостольских писаний, где святой Павел говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Никакие мегабайты памяти, никакая техника, никакие библиотеки, никакие мудрецы, никакое самое что ни на есть высшее образование неспособны человеку дать силу веры, чтобы назвать Иисуса Господом.

Как замечательно учит нас сегодня апостол Павел, «чтобы понять человека, нужно иметь дух человеческий». То есть мы можем сами в себе разобраться, опираясь на то, что называют духом, — на свой разум, на свою память, на свою волю, на свои чувства. Нам не всегда удается это сделать, мы не всегда и в себе разобраться можем, но своих сил достаточно, чтобы в себе разобраться и себя понять. А вот Бога понять никаким человеческим духом, никакой силой разума, никакой силой воли, никакой силой чувств, никаким образованием, никакой техникой невозможно, и потому те, кто пытается понять Бога и веру, кто высокомерно подходит к этой задаче, опираясь на свой человеческий дух, тот заранее — заранее! — обрекает себя на разочарование и неудачу.

«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Почему? Господь говорит, что любой грех может быть прощен, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 12:31), — потому что когда человек хулит Бога, он отказывается от того, чтобы Дух Божий присутствовал в его жизни. И не по жестокосердию Божественному такой человек не может быть прощен, а по его реальному состоянию, — ведь если нет частицы Божественного Духа, то человеку не выкарабкаться из ямы, он никогда не почувствует Божиего присутствия, он обречен.

Обретение Духа Божия, Который открывает человеку возможность богопознания — не только интеллектуальной убежденности в бытии Бога, но сердечного богопознания, когда Бог входит в душу человека, прикасается к ней, когда человеческий дух соединяется с Духом Божественным, — сопровождается колоссальными изменениями во внутренней жизни человека. Человек, обретающий Духа Святого, становится богатырем, духовно сильным, способным к прозрению; он видит то, что не видят другие.

Почему мы говорим: тот человек — прозорливый старец? Отчего же он прозорливый? У него четыре университетских образования? Или компьютер с новейшим процессором в келье? Или он так внимательно следит за новостями, что может сделать какие-то далеко идущие предсказания? Ни то, ни другое, ни третье! Прозорливость есть действие Святого Духа, это и есть сила Божия, которая прикасается к человеческой немощи. Силой Божественного Духа такие люди способны прозревать внутренний мир другого человека, и многие из вас, кто приходил к таким просветленным духовникам на исповедь, знают это. Еще ничего о грехах не сказали, — а духовно опытный, просветленный Духом человек чувствует, что вам нужно сказать и от чего вас нужно предостеречь. Именно такие люди и прозревают будущее, и они несоизмеримо выше тех, кто силен лишь духом человеческим.

1492005beea446698159b1389780781dКак важно понимать, что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым; что Божие познается только Божественным Духом и для того чтобы войти в эту стихию общения с Богом, нужно причаститься Духа. Дело непростое. Наши внешние жизненные обстоятельства так рассредоточивают наше внимание, так уводят нас в сторону, так нагружают нас избыточной информацией, избыточной тревогой, волнениями, переживаниями, что действительно тяжело, даже будучи религиозным человеком, справляться с этими стрессами современной жизни. Вот и остаются у нас места, куда нужно приходить и  приезжать, чтобы коснуться Божественного Духа.  Потому наш народ — вне зависимости от звания и положения — устремляется к этим местам,  чтобы прикоснуться к Духу Божиему, а через это почувствовать близость Господа и испытать величайшую радость от этого соприкосновения, испытать силу, которая так нужна нам в повседневной жизни.

                                                      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл