«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие — насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

ioann-krestiteel1-e1441891430553

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

В этот день — строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник — выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи — история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте — чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам — паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился — горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика — священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным — кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли — это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

О важности сохранения трезвого образа жизни

Святая Церковь неслучайно всегда называла любой грех духовным пьянством, и избавиться от недуга, конечно же, невозможно без помощи Божией. Необходима Божественная благодать, или Божественная энергия, которая призывается в молитве и церковном общении. И сегодня мы предлагаем людям прийти к Вере, потому что Церковь может помочь изменить мировоззрение, дать возможность иначе посмотреть на жизнь.

Пьянство в настоящее время — великая беда нашего общества. Наша цель — донести до людей греховность пьянства. И не просто «потому, что грех». Нужно найти убедительные слова и примеры. Христианство и пьянство несовместимы. В послании к коринфянам говорится: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10). Здесь пьянство поставлено в один ряд с воровством и прочими тяжкими грехами. С другой стороны, полный отказ от винопития никогда не заповедовался в Священном Писании.

Трезвость в широком смысле слова можно понимать как способность правильно оценивать происходящее и внутри нас и во вне. Именно трезвый взгляд на вещи помогает нам делать правильный жизненный выбор, выстраивать добрые отношения с родными и близкими, с окружающими нас людьми. К сожалению, нередко человек, руководствуясь ложными ценностями и ориентирами, сбивается с истинного пути. Он начинает чувствовать в душе тревогу и пустоту, впадает в уныние. Ему кажется, что с помощью различных одурманивающих веществ, в том числе алкоголя он сможет освободиться от проблем. Однако вместо свободы от бед он попадает в зависимость от страшного недуга. В результате разрушаются человеческие отношения, совершаются преступления, распадаются семьи, дети становятся сиротами при живых родителях.

День трезвости призван помочь человеку, находящемуся в жестоком плену винопития и иных пагубных зависимостей, задуматься о своей жизни и встать на путь исправления, обрести истинную свободу и радость жизни, которая невозможна без исполнения заповедей Божиих, без совершения добрых дел и сознательных трудов, без искренней любви к людям и заботы о них.