Когда человеку, по милости Божией, начинает открываться, как любит его Господь, он плачет и сокрушается о своей прошлой жизни, что так много огорчал Христа своими грехами.

0aa23e8c98

Наше христианское призвание – оставить все суетное, греховное свои привязанности к миру, страсти, греховные привычки и следовать за Христом. Призвание это в жизни каждого человека бывает различно. Человек живет обычной жизнь, трудится, подобно апостолам, на своей работе, зарабатывая себе на хлеб, чтобы прокормить семью, и Господь в один прекрасный момент касается сердца человека своей очистительной благодатью.

Появляются мысли пойти в храм Божий помолится, иной раз дается ощутить присутствие Божие, Его любовь, человек начинает тогда осознавать свою греховность и приносит покаяние. Подобно апостолу Петру каждый из нас хоть раз в жизни испытывал величие Божие, Его любовь и святость, и свое жалкое греховное состояние: и безответность, и бесправие пред Богом.  Он падает на колени в молитве пред Богом подобно апостолу Петру, всем своим существом ощущая свою беспомощность и греховность. Появляется решимость оставить греховную жизнь, и уже жить совсем по-другому, исправить все ошибки, ходить в храм Божий, молиться, и соблюдать заповеди Господа.

Кто-то на этом этапе оставил все своё богатство, имущество, родственников и стал монахом, кто-то просто стал жить среди мира, но жизнь свою наполнил молитвой, участием в таинствах исповеди, причастия и богоугодными делами: милостыней, служением ближним.

Главное – когда Господь нас призывает, дает нам ревность духовную к богоугождению, к молитве, к покаянию, к посту и прочим добродетелям, не отвергнуть этот дар благодати.

И, как Он Сам говорит нам, «Не ожесточите сердцем ваших», а наше сердце бывает ожесточенно подобно камню и очень трудно бывает пробиться до нас Господу. Он говорит нам: «Се стою у двери сердца и стучу», пока вы их не откроете и не отвалите камень окамененного нечувствия. Пример для  христиан – апостолы, ученики Христовы, их вера, их решимость, не смотря на все трудности и даже физическую смерть, быть преданными и верными Христу.

Как христиане, по нашим обетам Христу мы должны оставить плотскую греховную жизнь, умереть для чувственных наслаждений этого мира, потому что из любви к этим наслаждениям из любви к своему телу мы служим страсти самолюбия, из которой, по учению святых отцов Церкви, в рождаются все страсти. Святой Феодор Эдесский пишет: «Самолюбие бывает родительницей неисчетных страстей. Почему, когда кто исторгнет из сердца своего самолюбие, тогда легко возьмет силу и над другими страстями, при содействии Господа. Ибо из него обыкновенно рождаются гнев, печаль, злопамятство, сластолюбие и необузданная дерзость; и побежденный им, неизбежно побеждается и прочими страстями. Самолюбием же называем мы страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий».

Прп. Максим Исповедник и прп. Авва Фалласий говорят нам о том же: «Начало всех страстей есть самолюбие, а конец гордость. Самолюбие есть безрассудное любление тела. Отсекший его отсек и все страсти, кои из него».Святой предлагает нам короткий путь к исцелению от всех страстей: «Хочешь ли за раз избавиться от страстей? — Отрешись от матери страстей — самолюбия. Началом порочных страстей для души служит самолюбие; самолюбие же есть телелюбие (или саможаление)».

После грехопадения человек стал плотским и умом своим удалился от созерцания Бога. Удалившись от источника всякого блага и радости Бога, падший человек в своем помрачении и неведении истины ищет наслаждений и избегает страданий, но духовный закон таков, что за каждым греховным наслаждением следует страдание или в этой жизни, или в будущей. «Всякий грех делается для сласти; всякое же прощение бывает ради злострадания и печали… Непроизвольным болям Промышлением Божиим подвергается тот, кто не берется совершить покаяние с болями произвольными». И святитель Игнатий Брянчанинов говорит нам о том же: «Премудрый Господь установил так, чтобы многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, теряем через безвременное и незаконное стремление к наслаждению. Все мы, подобно нашему праотцу, склонны простирать дерзновенную руку к запрещенному плоду познания добра и зла, склонны к утешению вещественному… под личиной которых прячется убивающее нас зло». 

Отвергнемся и мы пагубной смертельной страсти самолюбия эгоизма, перенесем центр своей заботы и внимания с себя самих на Бога и на ближнего, на членов наше семьи и братьев в которых живет Христос. Будем стараться жить для Христа и для ближнего забывая о себе самих. Наполним наше сердце Христом, молитвой Иисусовой. И если мы хотим жить благодушно и мирно в радости духовной, то должны стараться не искать наслаждений в этом падшем чувственном мире, а жить жизнью духовной во Христе, в молитве, посте, в воздержании от телесных удовольствий. И как пишет прп. Максим Исповедник: «Избавление же от всех этих зол и краткий путь ко спасению есть истинная и сообразная с [духовным] познанием любовь к Богу и всецелое отречение от душевной любви к телу и миру сему. Благодаря этому отречению, мы, отвергая похотливое желание наслаждения и страх перед страданием, освобождаемся и от злого самолюбия».

Чтобы удержатся нам на волнах житейского моря и не утонуть в пучине, нам нужна лодка или корабль. Под лодкой некоторые св. отцы понимают молитву именем Иисуса Христа, которая не дает нам потонуть, и возносит нас над волнами страстей житейского моря.

«Плывя по мысленному морю, дерзай о Иисусе; ибо Он Сам внутри тебя — в сердце твоём, таинственно взывает к тебе: не бойся…» и «Как без большого корабля нельзя переплыть морской пучины: так без призывания Иисуса Христа невозможно изгнать прилога помысла лукавого» — Прп. Исихий Иерусалимский.