Когда мы с вами слышим повествование о чудесах нашего Господа то, конечно, в сердце всякого верующего человека не может не возникнуть чувство благодарности Господу за Его великую милость к роду человеческому. С другой стороны, у нас возникает очень важный вопрос: «Что нужно каждому из нас знать и иметь для того, чтобы получать от Господа просимое?»

130086.b-1

В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышим о том, что, совершая исцеление женщины, которая страдала кровотечением, Господь во всеуслышание задает вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне?.. Ибо прикоснулся ко Мне некто, потому что Я почувствовал силу, исходящую из Меня». На это апостол Петр, подойдя ко Господу, говорит: «Учитель, что Ты говоришь? Десятки людей тебя окружают, толкают, касаются Тебя, а Ты говоришь: некто прикоснулся ко Мне».

Почему это важно для каждого из нас? Потому что десятки, сотни, тысячи людей приходят в храмы, исповедуются и причащаются, а получают просимое совсем немногие, единицы. И если бы это было не так, то сейчас, по крайней мере, когда мы с вами рассуждаем о сегодняшнем Евангельском чтении, все бы причастившиеся стояли и в молчании благодарили Господа за то великое благодеяние, которое Он совершил. Однако, если мы внимательно поищем в храме тех, кто причастился, то многих их них не найдем. Они уже вышли из храма и пошли домой. И можно поставить вопрос: Господь ли с ними? Что же все-таки должно быть такого в человеческом расположении, чтобы быть уверенным в том, что Господь соединяется с тобой, отвечает тебе на просимое? В сегодняшнем Евангельском зачале мы отчасти находим ответ на этот вопрос.

thread of faith howard-lyon-06Мы слышим о женщине, подошедшей ко Христу. Женщина знает как иудеянка, что она находится в нечистоте. Поведение в нечистоте было четко регламентировано ветхозаветным законом. Человек в нечистоте не мог прикасаться ни к кому, потому что он доставлял прикасаемому осквернение. Это было серьезным нарушением Закона, но женщина касается и, вдруг, «течение крови престает». Что же исповедует эта женщина? Мы видим, что она находятся выше закона, выше той справедливости, к которой некогда призывал Бог всякого ветхозаветного ортодоксального иудея. Она исповедуют величайшую милость Божию, она исповедуют то, что Господь милосерден, Он любит ее, и именно в силу Своей любви и милосердия Он не откажет ей в просьбе. И Христос откликнулся на ее крик о помощи, и она получила просимое.

Однако, что должны были подумать о той женщине, когда она кинулась ко Господу вопреки установлениям Закона, когда она обратилась к Тому, о Котором говорили, что в Нем бес, что Человек этот грешник, что Он сын плотника? Возможно, ее и осудили, но, главное, что этого не сделал Господь. И для нас это очень важный урок!

Мы очень часто настолько увлекаемся обрядом, который совершаем, настолько связываемся по рукам и ногам молитвенными правилами, чтениями, постами, коленопреклонениями и богослужениями, что забываем о цели, ради чего все это. И, как только забываем, становимся законотворцами, буквоедами, исполнителями Закона по букве, а не по духу. К чему же призывает нас наш православный Закон, для чего мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся? Исключительно для одного: для того, чтобы раскрыть в своем сердце любовь ко Господу и почувствовать, что Он любит меня, ощутить, что спасение — великий акт милосердия Божия.

В послании к Ефесяном ап. Павел трижды повторяет мысль о том, что Господь спасает верующего человека благодатью и сие, говорит он, «не от вас, а Божий дар», то есть дар Его милости. И вот когда Господь, смотрящий на сердце человека, видит, что я подхожу к Нему, надеясь исключительно на Его милосердие по отношению ко мне, каким бы я не был плохим в глазах людей, Он обязательно отзовется на мою просьбу, мою боль и скорбь. Но как часто совсем по-другому происходит с нами, прихожанами храмов, которые прекрасно знают Закон, знают, как войти в храм, как поставить свечи, через какое плечо их передать, как подойти к иконе; десятилетиями исповедуются и причащаются, но ничего не получают. И нам бывает непонятно, как это вдруг человек, пришедший с улицы, и заплачет, и исповедует Божию милость, и уйдет утешенным? И мы начинаем вести себя неподобающим образом по отношению к таким людям, которых мы называем «захожанами», и часто очень поступаем так жестоко, так больно бьем их своими словами и взглядами, что они оставляют храм и уходят из него, и больше не возвращаются.

Сейчас Святейший Патриарх обращает очень серьезное внимание на то, как мы общаемся с вновь приходящими в храм людьми. Мы должны прежде всего помочь такому человеку, чтобы он пришел к Богу и почувствовал, что лучше, чем быть рядом с Богом, нет ничего; почувствовал себя в этом храме как дома. Так ли мы себя ведем? Сейчас появилась в околоцерковных кругах страшная притча, которую, возможно, вы знаете.

5695005У одного человека случилось горе, и он вспомнил завет своей верующей бабушки. Она ему говорила: «Если что-то будет плохое в твоей жизни, всегда иди в церковь, и тебя там утешат». И вот он пришел в храм и попал на торжественное богослужение. Величественно пел хор, красиво возглашали священники, кадили дьякона, верующие правильно передавали друг другу свечи и прикладывались к иконам, друг друга очень-очень деликатно приветствовали. Наверное, подумал человек, и меня здесь ждут и обязательно поймут. Но каково его было удивление, когда, войдя в храм, он увидел десятки, сотни глаз, устремленных на себя с осуждением: он был не в такой, как все, одежде; не знал, как перекреститься, как вообще по храму пройти. И подошла к нему одна верующая, и дала брошюрку, и сказала: «Сынок, выйди, почитай, что тут написано» (а брошюрка называлась «Как вести себя в православном храме»). Дала ему от ворот поворот. И он вышел из храма, и сел на лавочку, и горько заплакал: погибла последняя надежда. Вдруг кто-то подходит к нему и кладет на плечо руку. Он оборачивается, а это Христос. И Господь его спрашивает: «Что ты плачешь, человек?». Он отвечает: «Господи, меня сюда не пускают». А Христос ему говорит: «Не плачь – и Меня сюда уже давно не пускают».

От таких притч становится страшно за то «православие», которое мы совершаем: показное упование на Бога и никакого милосердия к ближнему, приходящему в храм. Между тем евангельская истина очень проста: все люди, вне зависимости от того, верующий человек или неверующий, даже крещеный или некрещеный, для Господа делятся на две группы, третьей не дано: это грешники кающиеся и «праведники», не имеющие нужды в покаянии. И в этом смысле можно даже утверждать: для Христа дороже будет одна без платка пришедшая в храм и, может быть, даже накрашенная женщина, которая плачет перед Господом, чем сто в самых православных платьях и платках, но не имеющих нужды в покаянии! Для Господа будет дороже один человек, пусть не знающий Символа Веры, но искренне сожалеющий о том, что недостойно живет, чем сотня богословов, прекрасно знающих всю догматику и апологетику, но не имеющих нужды в покаянии!

Сегодняшнее Евангелие во всей глубине и широте раскрывает перед нами один из центральных аспектов нашей православной жизни, призывает нас быть более внимательными, более чуткими и к ближнему, и к самим себе. По отношению к ближнему мы должны являть любовь, ту истину, которая засвидетельствована в Писании: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». По отношению же к себе тоже все очень просто: лучше быть грешником кающимся, чем праведником, не имеющим нужды в покаянии. Тогда с какими бы просьбами мы не обращались к нашему Господу – получим просимое, и всегда будем слышать от Него то, что Он сказал сегодня кровоточивой — «Дерзай! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!».