Сочельник – последний день перед Рождеством Христовым, даже и не день, ведь Рождественская служба ночью, а значит, уже  началось Рождество! 
После Литургии служится вечерня, и уже поется тропарь Рождества Христова. Словно в воздухе уже праздник, замирает сердце в ожидании…

rDK5SJeqjy0

После падения Адамова весь мир, все человечество и вся тварь погрузились во тьму, во мрак, в темноту, в ночь. И поэтому в пророчестве Исаии, относящемся к Рождеству Христову, которое поется на Великом повечерии, сказано: «сидящим во тьме и сени смертной, Свет воссияет на вы» (см.Ис.9:2). Рождество Христово — праздник Света. Свет Христов, Сам Христос, который является Светом Непреступным и Вечным, Присносущным, снисходит, спускается в нашу тьму, в нашу ночь, чтобы просветить ее Своим Божественным Блистанием — «Свет во тьме светится, и тьма Его не объят» (Ин.1:5). Значит, Рождество Христово является праздником Света. Но этот Свет, в отличие от Света Пасхального, является Светом Тихим. И тихость этих Рождественских дней действительно поражает. Хотя, конечно, вокруг бушует мир, веселится, безобразничает и шумно празднует и Новый год. Но Христос рождается в тишине, далеко от безумия этого мира, Он рождается в нищете и в тишине. Это значит, что только в нищете духовной, в тишине сердца, ума и тела возможно созерцать этот тишайший и кротчайший Свет Рождества Христова и в этом Маленьком Существе, в этом Младенце узнать, познать, Богомладенца, познать Бога, приемшего образ раба, чтобы спасти обнищавшего Адама, спасти человеческий род.

К этому празднику готовятся длинным постом. В этот пост, как и всегда, бывают великие искушения, и это неудивительно; все-таки мы должны помнить, что в искушениях, в испытаниях, в скорбях испытывается  вера, верность, любовь. Как же не умиляться перед зрелищем Рождества Христова, когда Великий Бог, «одеяйся светом яко ризою» (см.Пс.103:2), снисходит во тьму и в ночь этого мира! И не только во тьму мира, но во мрак души, ведь  каждая человеческая душа должна стать богородящей, она должна также родить Бога.

Как же рождается Господь в нас? У Исаии есть такой стих: «поболехом и родихом Дух Спасения» (см.Ис.26:18), то есть  в скорбях, в искушениях, в страданиях глубоких рождается в нас Христос, и начинает изображаться в нас Его Пречистый, Кроткий, Смиренный Лик. 

Рождество Христово — праздник Света, праздник тихости, тишины. И как не хватает этой тишины, как внешней, так и внутренней. Внешне  одолевают пустословие, празднословие и всякого рода ненужная информация, а внутри постоянно звучат ненужные помыслы и не дают в тишине созерцать Свет Божественного Пришествия. Поэтому в преддверии великих этих праздников, которые будут продолжаться в течение двенадцати дней, — это так называемые Святки,  — пусть утихнут в все ненужные и вредные помыслы. Нужно дать место благодати Божией, просвещающей, освящающей, возвышающей, утешающей и вдохновляющей.

Все праздники церковные, особенно Рождество Христово, Пасха Христова — это не просто воспоминание какого-то очень далекого события, что совершилось две тысячи лет тому назад.  Это сегодня! И во всех текстах постоянно повторяется это слово: «сегодня Дева рождает Богомладенца, сегодня волхвы поклоняются Богомладенцу».  Это сегодня! Это значит, что в каждом празднике нам дается возможность войти в вечное уже сегодня. Поэтому Христос должен родиться в сердце каждого, но, как говорил великий отец Силуан: «К гордому сердцу благодать не прикасается». И в Писании сказано: «гордым Бог противится, смиренным же дает благодать» (Притч.3:34; Иак.4:6; 1Пет.5:5).