«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Но какой он, этот рождественский свет? Это не торжествующий пасхальный, а тихий, сокровенный свет кротости и смирения Христова. Свет крестной, жертвенной любви, которою грядет Царь славы, Агнец Божий, спасти людей Своих от грехов их. Господь вступает в мир как Царь Голгофской славы, в глубочайшем смирении человеческом, в нищете и убогости. Ему нет приюта под человеческим кровом, Он – Царь Небесный, «на земли явися и с человеки поживе», но Он приходит как странник, не имея, где главу подклонить. «Во Своя прииде, и свои Его не прияша»… Но этот образ смирения и есть единственный образ подлинного величия и благородства.

haCZJ2CdTx4

Что может дать наш мир Царю Небесному? Свои ли вавилонские города, утопающие в роскоши и разврате? Свои ли позолоченные палаты, созданные насилием и себялюбием? Господь при рождении избрал для Себя в мире лишь то, что в нем оставалось чисто от осквернения грехом: земля Иудова и ничтожный город Вифлеем, царственный удел в обетованной земле, убогая пещера, звездный небосвод, вол и осел, животные, страждущие с человеком и ради человека…

71nsQEeM11gИз человеков были удостоены присутствовать при страшном таинстве рождения Слова только Сама Таинница, превечно избранная, от всего рода человеческого приготовленная Дева Мария и Ее хранитель, праведный старец Иосиф обручник, живой носитель человеческого родословия Христа. И только двое, Мать и Обручник, зрели и знали Божественное рождение. Но сего довольно, ибо Мария и есть само олицетворение Церкви в человеческом роде, а Обручник является носителем всего ветхозаветного благочестия, олицетворением Церкви Ветхозаветной.

Поистине Вифлеем есть преддверие и образ Голгофы. Вертеп есть уже начинающаяся Голгофа, начало крестного пути Агнца Божия. Вертеп – гроб в вертограде, пелены – погребальный саван. Святой дискос, с изображением младенца как агнца заколаемаго, и есть Вифлеемские ясли, над которыми «пришедше звезда и ста вверху, идеже бе Отроча». И первые же дни земной жизни Спасителя ознаменованы бегством в землю далекую, кровавым избиением младенцев Вифлиемских. Началась жизнь скорбей и лишений, единый и непрерывный крестный путь. Святая Церковь в предпразднственных богослужениях с особой силой подчеркивает это сближение Рождества Христова и Страстей Христовых и сим назидает о внутренней близости Вифлеема и Голгофы. Царь Славы уничижается, Бог из любви к миру становится его жертвой.

b-TuWVrE3wAОднако лишь к предпразднству, к молитвенному приготовлению относит Церковь скорбь Страстной седмицы, ныне же она зовет нас к ликованию, к торжеству спасения рода человеческого, ибо «сегодня нам родися Спас». Ныне – Пасха Вифлеемская, рождается Агнец Божий, вземлющий грехи мира, ныне примиряется в Нем Бог со Своим творением. Ныне посылается Христос в мир, на землю. Ныне благословение Божие человекам, отьятое силою греха, возвращается. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

С нами Бог! Царь Небесный, за человеколюбие, сегодня является и с нами, «с человеки поживе». Нет и не может быть большей радости для человека, нежели уведать Эммануила, Бога и Человека, Богомладенца. Сия есть воистину радость совершенная, подаваемая Духом Святым в сердца наша в сей святый день. Но радость совершенная есть радость Богоматери, осененной Духом Святым, и сама ипостасная любовь есть любовь Богоматери к Богомладенцу. И если мы хотим сегодня внити в пещеру Вифлеемскую, нам надо приобщиться к любви Богоматери, к Ее радости, которая есть радость Рождества Христова. И во свете этой любви, в сиянии этой радости, истаявают земные угрозы. Скудость яслей и пещеры, холод сердец, злоба Иродова, равнодушие человеческое. Не призрак ли все это, когда в яслях, перед нами, лежит сегодня в пеленах Эммануил – «С нами Бог»!

Да будет подобна Ей наша любовь – верная, покорная, всему радующаяся, все покрывающая, мирная радость любви совершенной, радость жертвы последней. И ночь Вифлеемская тогда озарится светом сей всепобеждающей любви, и прозвучит и в наших отчаянных сердцах ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», яко с нами Бог!

С Рождеством Христовым!