В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а в сам день Праздника — еще и на реках, водоемах и в колодцах (так называемое «хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. 

dsc01408

Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 года постановил совершать двукратное водоосвящение — в навечерие и в сам праздник Богоявления.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие, даже если никого из новообращенных нет в храме, сохранился.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни, второе освящение воды начали совершать в IV-V веках в Иерусалимской Церкви, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя, ибо мы помним —  Христос крестился вне храма. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

«Но, Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих (из молитвы на Водосвятие), – обратился к нам в эти праздничные часы настоятель храма Вознесения Господня — отец Георгий. — Поистине, чудесный сегодня праздник, да и повсюду Господь щедро дает благодать Свою, как Крещенской водой, омывает души наши!»