Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии …

l_fresque_moskva_2014_07

На второй день Богоявления, Крещения Господня  празднуется Собор Иоанна Крестителя — главного участника сего события, ведь именно он послужил делу Крещенния Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

Эта встреча состоялась как раз у реки Иордан в час Крещения Господня. Это то, ради чего Иоанн Креститель жил; то, ради чего он родился. «Се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою» (Мал.3:1; Мк.1:2). Он является величайшим, последним пророком Ветхого Завета. Им заканчивается, завершается то многовековое и болезненное чаяние всех пророков, которые молились и плакали: «Ей, гряди, Господи Иисусе, и спаси мир, спаси нас» (ср.Откр.22:20). Иоанн Креститель жил исключительно для Христа и ради Христа. У него не было своей жизни. Он был гласом Слова Божия, светильником Света Божия, другом Жениха. Он говорил: «Имеющий невесту есть Жених, а друг Жениха, стоящий и внимающий Ему, радостию радуется, слыша голос Жениха. Сия то радость моя исполнилась. И Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:29–30). В этих чудесных словах заключена вся суть истинной дружбы и любви. Иоанн Креститель познал Духом Святым, что «кто больше любит, тот и больше смиряется». И весь его путь с момента рождения до его мученической кончины — это путь жертвенной, смиренной любви; это служение, смиренное и жертвенное. И свою любовь ко Христу, ко Другу Таинственному, Божественному, он запечатлел своей кровью. И на нем исполнились слова, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). Он положил душу свою не только в момент усекновения, но и  с момента рождения. Вся его жизнь была мученической. Он лишил себя всякого человеческого душевного утешения. И он жил все эти годы в пустыне, готовил себя к великому своему служению, к этой дивной встрече со Другом, Женихом.

Свою единственную, исключительную радость пророк имел во Христе. И вот поза друга, послушника: он стоит и со вниманием слушает глас Жениха. Эта таинственная дружба, связь духовная между Христом и Крестителем Иоанном, между другом Жениха и Женихом — Христом, выявляет лучше всего и глубже всего или прообразует истинную связь, которая должна существовать при подлинном духовном послушании между Старцем и послушником. У истинного послушника нет, не может быть, не должно быть своей жизни, своих желаний, своей воли. Он умеет молчать и внимать гласу друга, наставника, Отца. «В сердце и на уме Бог и слово Старца» — говорит о нем преподобный Силуан. Слово и образ Старца, и больше ничего. Поэтому истинный послушник не имеет никаких браней. И если приходят брани, то он умеет отражать их своей любовью — жертвенной любовью ко Христу и к Старцу своему- другого оружия нет.

Иоанн Креститель дает образ истинного, глубокого духовного послушания. Ведь тот,  кто истинно любит, готов и жаждет смиряться ради любви, жаждет смиряться перед любимым и жаждет жертвовать собой ради любимого.

image_5a6237398cf0bВелико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.