На основании решения Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., по определению Патриарха Тихона, было положено начало празднованию Собора новомучеников и исповедников Российских.

image

За долгие годы гонений на Церковь после переворота в 1917 году злодейски были убиты и замучены многие православные: миряне, священники, монахи. Перед той властью их вина была в том, что они верили в Бога.
В этот день Святая Церковь поминает всех пострадавших, кто принял мучения и смерть за веру Христову,  дата упокоения многих из них — неизвестна.

Их поминовение было установлено на 7 февраля по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года. А на Архиерейском Соборе 2013 года было изменено исчисление этого праздника, которое применяется и сегодня:
Если 7 февраля приходится на понедельник-среду, то поминовение осуществляется в предшествующее воскресенье. А если на четверг-субботу, то праздник переносится на ближайшее последующее воскресенье.

После открытия архивов было изучено много документов, протоколов допросов, расстрельных списков. На основании этих материалов, Церковью к 2011 году, были канонизированы в лике новомучеников  и исповедников более 1700 человек. Это первый случай в мировой истории, когда столько новых небесных заступников было явлено миру.

Среди тех, кто пострадал за веру в годы террора, были святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси; святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий; священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий; преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара и многие другие.

Священномученик-протоиерей-Иоанн-КочуровПервомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров стал первомучеником среди русского духовенства. Вечером 8 ноября 1917 г. к отцу Иоанну, который утром совершил вместе с прихожанами моление об умиротворении России, пришли революционеры и избили священника до полусмерти. Потом его долго тащили по железнодорожным шпалам, во время этих мучений он скончался.

Митрополит-Владимир-Киевский29 января 1918 г. в Киеве был расстрелян митрополит Владимир – он стал первым мучеником из числа архиереев.  Со временем волна насилия и террора стала набирать обороты.
В Соликамске зимой епископ Феофан (Ильинский) был выведен на реку, мучители сорвали с него одежду, заплели волосы в косы, продели их через палку и стали медленно опускать и поднимать человека в прорубь, пока он не покрылся коркой льда в несколько сантиметров.

В Самаре епископ Исидор Михайловский (Колоколов). Был посажен на кол.
Епископ Пермский Андроник был закопан живым в землю.
Архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) сброшен с высокой стены.
Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был повешен вниз головой в соборе.
Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) инквизиторы прикрутили к хвосту лошади и погнали ее вскачь.
В 1919 году в Воронеже в котле с кипящей смолой были заживо сварены семь монахинь.
Над священниками прилюдно издевались, унижали, их сжигали, истязали, вешали. Не щадили женщин и стариков.
Остались многие свидетельства того, что новомученики шли на казнь без колебаний – они знали, что умирают так же, как и Иисус Христос. За веру. Они страдали за него. И перед казнью они благословили своих убийц: «Господь вас да простит

Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) стоял под наведенными на него винтовками и проповедовал солдатам о будущем спасении России. После его слов солдаты отказались приводить приговор в исполнение, после чего он был расстрелян китайцами.

Петроградского священника Философа Орнатского приговорили к расстрелу вместе с его сыновьями. Перед казнью его спросили: «Кого сначала расстреливать — тебя или сыновей?». «Сыновей» — сказал священник и, опустившись на колени, стал читать отходные молитвы. Солдаты отказались его расстреливать, и комиссар сам привел приговор в исполнение.

В 1918 году епископ Макарий (Гневушев), когда проходил мимо шеренги солдат, которые должны были его расстрелять, остановился и благословил одного из них: «Сын мой, да не смущается сердце твое — твори волю пославшего тебя». Солдат этот позднее перед смертью рассказывал: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…».

image (3)По статистике в России до 1918 года было около 150 тысяч священников, а к 1941 году  их было уничтожено около 130 тысяч. Сегодня известна лишь небольшая часть имен тех, кто на самом деле достоин прославления в лике святых и в этот праздник, Собор Новомучеников и Исповедников Российских, мы вспоминаем этих людей, дата смерти которых осталась неизвестной.

Праздник является нам напоминанием о силе духа этих людей и в этот день мы должны молиться о том, чтобы мы сами имели мужество встречать тяжелые испытания с такой же стойкостью и непоколебимостью, как это сделали святые Русской Церкви.