7 мая, во вторник второй седмицы по Пасхе, празднуется особенный заупокойный праздник – Радоница. В эти пасхальные дни небеса отверсты, и Церковь земная и Церковь небесная соединяются соборно, побеждая смерть.

DSC_0042

Святитель Иоанн Златоуст советовал: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями».

На 9-й день по Пасхе, во вторник второй, Фоминой, седмицы празднуется особый заупокойный праздник – Радоница. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, Его победа над адом.

141514221013_bВ этот день во всех храмах совершается Божественная литургия, после которой обудут отслужены панихиды с поминовением всех усопших и людей, за которых подали записки на помин близкие и родные.

Радоница обязана своим происхождением церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни – Родительские субботы — и не совершается затем в дни Светлой недели. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная Литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели.

Место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.

Радоница – это особенный праздник

Радоница отличается особенной молитвой на Литургии и особенной панихидой. «Эта молитва соединяет нас с отшедшими в мир иной и приближает к Богу – теперь наше единство может быть лишь через Господа и только в Нем. Что именно происходит, когда частицы, вынутые за усопших, омываются Кровью Христовой, мы не знаем – Господь нам не благоволил открыть эту тайну. Но, тем не менее, есть свидетельства: когда священник вынимает частицы, то поминаемые усопшие предстают пред ним как живые и просят о помощи. Это нам Бог открывает. И уже поэтому мы благоговеем перед тайной Литургической молитвы».

***

image«Я не хотел думать об аде, о мытарствах. Я не помнил своих грехов, хотя у меня их много. Я оставил их. Я помнил только любовь Божию и радовался» — пишет  прп. Порфирий Кавсокаливит.

«Это совершенно особое в ряду годичных заупокойных богослужений поминовение еще и потому, что оно сконцентрировано не столько на молитве о прощении грехов наших дорогих усопших, хотя и эта молитвенная составляющая очень важна, сколько на стремлении поделиться с усопшими Пасхальной радостью: «Христос Воскресе!» – и тем самым подчеркнуть в богослужебном смысле, что мы все, и мертвые, и живые, – единая Церковь, имеющая Главою Своей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И что в эти пасхальные дни небеса отверсты, и Церковь земная и Церковь небесная соединяются кафолично, соборно, побеждая смерть, побеждая грех, побеждая диавола в едином Пасхальном торжестве. Ведь Христос смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал. И смерть не смогла удержать Его, так же она не сможет удержать и нас, благодаря Спасителю. И мы в Нем воскреснем. На том мы стоим, в это верим, и этою верою и надеждою живем.

Потому мы и приходим в храм и на кладбище, где совершаем панихиды и литии по пасхальному чину с радостными восклицаниями «Христос Воскресе!». Центр Радоницы не мы, живые, и не они, усопшие, но Воскресший Христос, дающий мирови жизнь».

***

416597Загробная участь человека всегда была больше предметом благочестивых догадок, а не соборных дискуссий или кабинетных исследований. Христиане верят в бессмертие души. Верят в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности. Еще верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно. Вот, пожалуй, и все догматические постулаты, а дальше – сфера живого опыта Церкви.

После смерти у человека больше нет тела, а значит невозможны какие-либо перемены.

Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и по нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших может меняться.

***

og_defaultЦерковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. Если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни, которым не рюмки с водкой нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещен Церковью на поминках), а наша молитва – искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.