Пятидесятница совершилась для всего рода человеческого, но требуется еще и для каждого из нас своя личная пятидесятница, по словам преподобного Серафима, личное стяжание Святаго Духа, которое является целью всего нашего христианского подвига: «Стяжи Духа Святаго, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Final-Serafim-Sarovskiy-i-mnozhestvo-svyatykh

Какая радость — истинный человек! Какая красота — истинный человек! Какая сладость – истинный человек! Какое величие и могущество — истинный человек! А истинным и подлинным человеком можно назвать лишь того, кто хранением заповедей Христовых уподобился Богочеловеку Иисусу Христу, того, кто стал живым храмом Духа Святаго, того, кто стал святым по образу и подобию Святого Бога. И каждый святой по-своему являет нам совершенную радость о Духе Святом, приоткрывает нам красоту, сладость, мир, величие и могущество Духа Святаго, и в каждом святом Дух Святой есть любовь совершенная, любовь жертвенная, любовь крестная, побеждающая мир, и каждый святой, как некий райский цвет, благоухает нетленным благоуханием в жизнь вечную.

В мире оскудевает любовь, иссыхают и ожесточаются сердца, бессильно содрогаются люди от леденящего холода нелюбви, неприязни, ненависти… А ведь как хочется радоваться любви, увидеть ее в живом образе — образе святого мужа, святой жены, святого и подлинного человека, по образу и по подобию Божию созданного, ибо в таком освященном и обóженном до конца человеке созерцаем мы чудесное и неизреченное явление Святаго Духа.

Сегодня мы справляем память всех святых, которые про­сияли в Церкви Божией с самых первых е` дней и до нынешнего дня.  Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу церков­ной книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по сегод­няшний день Всех святых.

torzhestvo-pravoslaviya-4Святая Церковь в предпостный и постный период разво­рачивала перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря, блудного сына, Марии Египетской; учителей покая­ния: Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва, смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи…

С Воскресения Христова начинаются пасхаль­ные праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях Хри­ста мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших…

Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была втуне, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность каждому человеку вернуться в рай, потерянный Адамом. Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность каждому человеку стать святым! И угодники Божии, которых мы прославляли сегодня, являют­ся свидетелями того, что каждый человек может стать святым. И не только может, но и должен! В старину го­ворили: «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом».

Плох и тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! И вот за то, что эти святые, которые были самыми обынчми людьмии с грехами, с искушениями и часто чрезвычайно длительными, мучительными испытаниями. И не смотря на все эти страсти, страдания, искушения и грехи, все-таки достигли святости. Это значит, и грешный человек, если захочет, может стать святым!

Святая Церковь, разворачивая перед нами величественную картину Голгофских страданий, Воскресения, Вознесения, сошествия Святого Духа на апостолов, ждала от нас, что мы откликнемся на ее призыв, что на нас подействует благотворно эта великая картина, тра­гическая и в то же время радостная…

2411963Стоя в церкви перед распятием Господ­ним, слушая двенадцать Евангелий Страстей Господних, за­тем стоя перед плащаницей — гробом Христовым, видя Его, распятого на кресте, распинали мы в это время свои страсти, свою плоть, распинались мы вместе с Ним? Нет… Мы присут­ствовали только как свидетели, но своих страстей не распинали. Присутствуя при радостном моменте воскресения Христова, воскресали наши души вместе с Ним?

Воскресали наши души для того, чтобы быть уже неподвластными греху, неподсудны­ми карающему мечу Божественного правосудия? Нет. Мы и в пасхальную ночь радовались, но радовались отвлеченно, как свидетели, а не как участники радостного события. Привело ли нас вознесение Господне к тому, чтобы и наши души, мыс­ли, помыслы вознеслись бы с Господом к Небу? Нет. И на горе Елеонской мы стояли как свидетели, как любопытствующие, сердцем мы не возносились, потому что если бы мы вознеслись горе, то грех уже не имел бы власти над нами, но мы, продолжая жить среди соблазнов, не боремся с ними, поддаемся им и даже, скажу, временами сами ищем эти соблазны!

203692Когда Святой Дух сошел на апостолов в сионской горнице, Он сошел не только для тех, кто тогда в ней присутствовал. Он сошел для всего мира… И мы делаемся причастными этому Духу в момент крещения, в момент совершения святых Таинств, в момент, когда подходим к Святой Чаше. Но как быстро мы теряем способность удержать в себе плоды Духа, сохранить их в своем сердце и в своей душе Дух истинный!

Дух Святой сходит на нас, а мы не в состоянии Его удержать и часто даже не хотим этого! И что же получается? И этот великий день праздника Всех святых мы радуемся, тор­жествуем, почитая их память и вспоминая их жизнь, а они?.. Остаются ли они в этот момент пассивны? Нет! Если мы с ними общаемся в молитвах, то они общаются с нами.

Но если, глядя на их жизнь, мы радуемся и празднуем, то они в это время, глядя на нас и на нашу жизнь, скорбят и плачут, потому что они знают, что хотя и нелегко стать святым, но можно и должно, а, глядя на нас, они видят, что мы не стремимся к этому. Мы ублажаем святых и… ничего не делаем, чтобы присоединиться к ним. И Святая Церковь, заканчивая эту страницу церковного календаря днем Всех святых, напоминает нам, с одной сторо­ны, о величии всех святых, которые, как звезды, наполнили весь необъятный небосклон, а с другой стороны, о том, что мы с нами это время пропустили мимо себя, едва-едва вынеся самые крохи духовного опыта и духовного назидания.

080804_pp_0И чтобы помочь нам, Святая Церковь, заканчивая этим праздником Всех святых предпостные, великопостные и затем пасхальные праздники, с завтрашнего дня завещает нам вступить в Петровский пост, как бы напоминая нам, тем из нас, кто не успел покаяться за Великий пост, и тем, кто покаялся, но вновь отошёл от правды Божией, покаяться теперь. Каждого из нас призывает вос­пользоваться этим очередным постом, чтобы очистить своё сердце, освятить свои помыслы, подойти к Богу, подойти ко всем святым и постараться вместе с ними войти в эту Церковь Торжествующую, которую, по обетованию Самого Спасителя, никакие силы и никогда не смогут одолеть.