Самое главное при употреблении меда — не его вкус, а молитва. «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились», — пишет нам в наставлении преподобный Серафим Вырицкий. Так что, если с горячим чаем и медом помолиться горячо, – любая хворь отстанет.

17514b8d76391f2e346f3959ce956286_XL

На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название «Медовый Спас», или «Спас на воде». В Русской Церкви малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии, вместе с освящением меда.

В церковном календаре отсутствует такой праздник, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.

s1200Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

20170814В этот день в нашем храме на утрене после великого славословия происхдил вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту.

***

«Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

Также и освящение плодов на Преображение – люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся» (Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора).

20325_900_600_11_b55102408227e08a61b8e1d82c43525bБлагочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. По кулинарным традициям «Медового Спаса», в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (ее употребляли на Руси как лекарство от болезней).

Существует еще одно название праздника 14 августа – «Маковей», в народе – «Маковый Спас». Церковь вспоминает семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до Р.Х. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

14 августа – начало Успенского поста, последнего из четырех больших постов в течение церковного богослужебного года. Пост продолжается две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это строгий пост, поэтому православные в продолжение его воздерживаются от мясной, молочной, а также и рыбной пищи, вкушая только растительную. Во время этого поста верующие очищают свои мысли и сердца перед праздником. Но главное — это не воздержание от некоторых продуктов питания, а духовная сосредоточенность. Следует воздержаться от шумных развлечений и ссор. Важно воссоединиться с Богом и впустить Его благодать в свою жизнь.

Святые отцы считают — нет лучшего времени примириться не только с собой и своими близкими, но также и с врагами! Самое подходящее время привести в порядок не только душу, но и тело!