Сегодняшний праздник для всех нас имеет огромное значение, поскольку дает возможность каждому православному христианину духом поприсутствовать на горе Фавор и очами веры увидеть, как Богочеловек Христос Своей спасительной силой претворил падшее человеческое естество в свет и славу Своего Божества так, что оно снова воссияло Божественным Нетварным Светом.

c57ca5194e2fd2f214f03ae5a771a0da

В нашей земной скорбной жизни мы часто на себе испытываем тяготы нашего бытия, болезни, уныние, отчаяние. Но если мы во время своих скорбей обращаемся к Спасителю, то Он Своим Светом разгонит от нас мрак греховный, отгонит тьму уныния и скорбей. Святая Церковь поэтому и молится Господу в день Его Преображения такими словами: “Да воссият и нам грешным свет Твой присносущный”. И этот присноблаженный свет всегда будет с нами,  если только мы сами будем пребывать в этом свете, если будем жить в мире, любви и согласии. Потому что, как говорит апостол Павел: “Кто любит ближнего своего – тот пребывает во свете”.

juh3ZqFsPaEНам, прежде всего, следует исполнять заповеди Евангелия, поступать во всём достойно Бога и во всём исполнять Его Святую волю. Как говорит ап. Павел: “Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… Снисходя друг к другу и прощая взаимно, как Христоc прощал вас, так и вы… Более всего, облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны” (Колос. 3,12-15). Нельзя построить высотный дом, не положив сперва основание этому дому и не построив первый этаж. Нельзя хвататься за высоту любви, не возделав в себе долгим и упорным трудом – терпение и смирение. Любовь – наивысшая христианская добродетель, но если эта любовь основана не на смирении – то такая любовь неугодна Богу, такая любовь неспасительна. “Сыны мира сего (пишет свт. Игнатий) пораженные недугом самолюбия, выражают любовь к ближнему исполнением безразборчиво всех его пожеланий и впадают в человекоугодие.

Ученики Евангелия Христова выражают любовь к ближнему исполнением относительного его всесвятых заповедований Господа своего. Многие проповедует любовь, совершенно не вникая в смысл этого слова, считая, что сами проявляют любовь к ближнему своему, не замечая, как впадают в прелесть самообольщения, в лицемерную и лицеприятную любовь. Как пишет апостол Иаков: “ Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?” (Иак. 2; 3-3). Перед богатыми играем в бубен, ублажая их, а бедных и блаженных презрели, возгнушались их, и при этом проповедуем любовь. У таких людей “на устах лёд, а в сердце лёд!”.

Не стоит уподобляться таковым. Истинная христианская любовь всегда основана на смирении, терпении, никогда не завидует, не превозносится, не мыслит зла (1 Кор.13; 1-3). Свт. Игнатий пишет: “Совершенство христианства – в совершенной любви к ближнему. Cовершенная любовь к ближнему – в любви к Богу.

Преображение.-К.-Лебедев1

Преуспеяние в любви к Богу – бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог!”. Спросим себя, насколько мы любим нашего Господа, насколько мы преданы Ему. Ведь рядом с Ним был Иуда, тоже творил чудеса, говорил, что любит Спасителя и проповедовал, называя себя учеником Христовым, а потом пошел по пути коварного предательства. Сколько в наше время мы видим подобных случаев. Предают и Бога и близкого, друг другу роют яму, друг на друга клевещут. Сохрани Бог каждого от этого страшного, гибельного пути. Мы с вами не хотим погибнуть, мы хотим спастись, а поэтому нам должно идти путём смирения Христова, чтобы достигнуть любви к ближнему, любви к Богу, чтобы преобразиться Божественным светом. И если мы будем пребывать в этом свете, исполняя Евангельские заповеди, если все наши дела, слова и мысли будут пропитаны смирением, кротостью, любовью ко всякому человеку, а не к отдельным выбранным нам людям, то мы и в этой земной жизни и в будущей сподобимся узреть непостижимую Славу Божию и всегда с Господом будем!

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.
Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце Праздничной литургии.

vD_B7097ZGQ