«Пречистая воскресе! – Воистину воскресе!» – с такими словами обращаются сегодня верующие друг к другу. Праздник Успения Божией Матери издревле именуется Богородичной пасхой, поэтому православные христиане в день этого великого торжества могут приветствовать друг друга: «Пречистая воскресе! – Воистину воскресе!».⁠

pGpsWUZcD5g

Праздник Успения есть Ее торжество. Мы празднуем торжественное вознесение на небо Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни, мы празднуем Ее победу над всеми трудностями, которые Она испытала. И верим, что Она, пройдя непростым жизненным путем, и нам помогает преодолевать наши трудности. Именно поэтому в честь Пресвятой Богородицы, в честь Ее славы освящались кафедральные соборы на Святой Руси. 

Этот день исполнен очень большого смысла, и совершенно неслучайно, что на Руси с самого начала ее христианизации кафедральные соборы в столицах назывались в честь Успения. Так была названа первая обитель в Киеве, матери городов русских, — Успенская Киево-Печерская лавра; так был назван столичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире; в честь Успения был назван и этот кафедральный собор, заложенный в XV веке при государе Иване III, объединителе Руси.

Почему так? Потому что Успение есть праздник прославления Пресвятой Богородицы. О Ее земном пути мы многого не знаем, он как бы скрыт в тени жизни Ее Сына, нашего Господа и Спасителя, но нам известно, что Дева Мария прожила трудную жизнь. Она родила сверхъестественно Сына и Спасителя нашего, Она воспитывала Его как мать, Она учила Его всему, чему мать должна учить свое дитя. Несомненно, Она радовалась тому, как Он восходил в силу, и переживала за Него, когда Он ступил на путь общественного служения.

7yU5g5pslTUОна оставалась где-то рядом с Ним, и, наконец, мы встречаемся с Ней в момент страданий Спасителя на Голгофе. Она была жительницей Галилеи, севера Палестины, — значит, Она пришла в эти дни в Иерусалим как благочестивая женщина, чтобы помолиться в храме, и была вместе со Своим Сыном в самые тяжкие моменты Его жизни, когда Он страдал и был распят. Она была рядом с Ним, и действительно исполнились пророческие слова Симеона, которые он произнес, когда Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, как бывало с первенцами мужского пола в каждой еврейской семье. Слова были удивительные, непохожие ни на какие другие: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35). Симеон предвидел Ее страдания, Ее скорбную жизнь…

Издревле наши предки называли Россию «Домом Пресвятой Богородицы» и обращали к Ней самые теплые и сокровенные молитвы: «Отмечая праздник Успения Пресвятой Богородицы, мы особенно явственно ощущаем близость к роду человеческому Пречистой Богоматери, которая «во Успении мира не оставила». Совершая молебное пение Пречистой Богоматери, будем молить, чтобы Она оградила Отечество наше, наш многострадальный народ и всех нас своим Материнским покровом. Пресвятая Богородица всегда с нами. Она умягчает своей Любовью наши хладные сердца и дает нам любовь Христову, которую мы должны пронести через всю нашу земную жизнь» – приснопамятный Патриарх Московский и и Вся Руси Алексий II. 

Успение, завершающее годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников, посвящено вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово «успение» означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.

В Новом Завете совсем немного свидетельств о жизни Богородицы после Вознесения Спасителя. Мы знаем, что Она находилась вместе с учениками в День Пятидесятницы. Однако затем упоминания о Ней прекращаются. Не рассказывается ничего и о кончине Богоматери.

IMG_20190827_151533Справочно: первые источники, сообщающие нам историю Успения, датируются V веком и являются апокрифическими: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Церковь не считала эти тексты священными и относила их к Преданию, что позволяло отчасти критически оценивать их содержание. Тем не менее, церковное сознание уловило главную мысль этих повествований: преставление Божией Матери и чудо вознесения Ее пречистого тела на Небо.

«Есть Священное Предание, которое говорит, что перед Успением Матерь Божия получила еще одну райскую ветвь.  Это была белая лилия. Ее нес перед гробом евангелист, девственник и монах Иоанн Богослов. Вопрос: что случилось с этой белоснежной лилией, которую ангел вручил Пресвятой Богородице перед Ее Успением, завяла ли она? Нет. Лепестки этой лилии Матерь Божия рассадила, и от них произросло монашество. Где бы ни возникали обители иночествующих, Матерь Божия является их покровительницей.

Бывает, что эта лилия начинает покрываться пятнами.

Два пятна особо огорчают Божию Матерь.

Tk3dПервое – это ропот. Матерь Божия была безропотна. Воспитываясь в Иерусалимском храме, она покорялась всем священникам, которые следили за Ее духовным воспитанием. И Матерь Божия читала Слово Божие. Она знала то место у пророка Исайи, где написано, что «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). И когда Она помышляла, что хотела бы быть последней рабой у этой Девы, тогда Ей предстал Архангел со словами: «Радуйся, Благодатная, Ты и есть та Святая Дева». Такое было смирение у Божией Матери. И поэтому ропот Ей особенно больно слушать от монашествующих.

Второе пятно – это нечистота, когда мы не боремся с нечистой страстью, когда мы без боя отдаемся во власть этому тирану. Покаянием и безропотным несением своего креста, терпением скорбей и страданием, которые Господь сочтет полезным попустить на нас, омываются эти пятна на белоснежной лилии Божией Матери. С каким усердием, с какими трудами должны мы поливать эту белоснежную лилию Божией Матери, чтобы чистую ее донести даже до страшного суда Божия. Помогай нам в этом Матерь Божия предстательством Ее честных родителей».