Рождество Богородицы празднуется Русской Православной Церковью как день всемирной радости, первый двунадесятый праздник. 

rojdestvo_bogorodici_foto_2015_19

Первый и по хронологии событий Священной истории, которые вспоминаются во время праздников, и по дню празднования в церковном году, начинающемся 1 (14) сентября. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Дева Мария. Она, по промыслу Божьему, явилась Матерью Спасителя мира, Иисуса Христа. Своей чистотой и добродетелью Она превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» .

Святой Андрей Критский, который составил на праздник два Слова и Канон, доказывает в каноне, что в этот день должна «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды». Святой также называет этот праздник началом праздников, дверью к благодати и истине. «В Рождестве Божией Матери, — говорит св. Андрей Критский, – Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу».

mAmA16uqQMsС момента Рождества Пресвятой Девы началось спасение рода человеческого.

Родители Девы Марии Иоаким и Анна были бесплодны, но благочестивы, во всем исполняя заповеди Божии. И бесплодие было самой большой печалью в их жизни, ведь тогда в Иудейском обществе считалось, что если у супругов нет детей, то они чем-то не угодили Богу и прогневали Его. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Предание гласит, что во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень и сказал ей: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную, через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, у них родилась Дочь, которую они назвали Мариею, что в переводе с еврейского означает «Госпожа».

IToOX14P3fgА Святой Иоанн Кронштадтский в одной из своих проповедей поясняет, что «празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную».

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших», как воспевает Церковь в праздничных песнопениях (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диаволу и греху. Это событие приблизило благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.

Царица Небесная является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой все мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением, получая от Нее помощь и утешение.

Пресвятая Богородица, спаси нас!