Этот праздник не случайно празднуется через неделю после Пятидесятницы. Пришедший на землю Святой Дух дал каждому из нас возможность и силы стать святым.

all-saints-week-2018

Православная Церковь почитает святых не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, Церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом.

Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. 5:8; Откр. 8:3-4). На основании Священного Писания, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом.

Противниками почитания святых угодников являются выделившиеся из Западной Церкви в Средние века протестанты и мистические секты. Мартин Лютер отверг почитание и призывание святых на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Святость – это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Однако, если образ Божий в нас есть и он неотъемлем (как человеческая ипостась), хотя и значительно помрачен из-за греховного существования, то подобие Божие – в значительной мере утраченное через грехопадение прародителей свойство, бесконечно приобретаемое по мере возрастания в благодати.

s1200Понятие «святость» – трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек имеет решающую ценность в очах Божиих.

Обычно, когда мы говорим о святых, нам представляются удивительные чудотворцы, прозорливцы, врачеватели — угодники Божии, получившие от Господа духовные дары. И под святостью мы понимаем чаще всего особые чудеса и знамения. Но если мы откроем Новый Завет, то увидим, что святые — это каждый из нас: коль скоро мы христиане, то и должны быть святыми. Апостол Павел обращается ко всем христианам именно как к святым; и вообще всё христианство устроено так, чтобы каждый из нас был святым человеком.

Стать святым — это не значит творить чудеса. Здесь очень часто путают особые дары Божии, которые Бог даёт Сам по Своему усмотрению, и евангельскую христианскую святость, которая есть непременное задание для каждого из нас. Естественно, желать сверхъестественных даров Божиих весьма дерзновенно; это является признаком неправильного внутреннего устроения. А вот к христианской святости, евангельской жизни мы должны стремиться непременно, подвизаться ради этого. Признаки её вот какие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Хоть в малой, хоть в начальной мере эти духовные качества должны проявляться в нас. Обычно люди, которые не живут христианской жизнью, говорят: ну, мы же не святые, мы же не можем чудеса творить… действительно, чудеса творить не можем (и слава Богу), но святыми, тем не менее, быть можем и должны.

ikona-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa1Что для этого нужно делать? Молиться, часто прибегать к Таинствам Покаяния и Причащения, читать и изучать Священное Писание, главным образом Нового Завета. Ну и, что важнее всего, стараться жить по евангельским заповедям, творить заповеди Божии. Это не сразу достигается, но для этого и существует церковная жизнь; и, собственно говоря, Церковь — это и есть возрастание христиан в святости. Причём возрастание это должно быть постоянным; евангельская жизнь должна нас побуждать, чтобы мы совершенствовались по чуть-чуть, чтобы каждый день мы становились лучше, чем в предыдущий; «лучше» не в смысле какой-нибудь похвальбы перед собой или другими, а в смысле приближения ко Христу.

Сегодняшний праздник как раз и говорит каждому из нас, что день Всех святых – это не день немногих исключительных и великих чудотворцев, имена которых записаны в церковном календаре. День Всех святых — это наш праздник, праздник каждого христианина, праздник наших сердец, способных иметь в себе Святого Духа — по крайней мере, в задании, в том, к чему стремиться. Я желаю всем нам стать святыми — настоящими христианами, живущими, как писал св. Иустин Философ, в уподоблении Богу, Его правде, целомудрии и человеколюбии.