От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и, равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси, отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, Отечество твое просветил еси и, множеству монашествующих стезю, ведещую к Небесному Царствию, показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние продобне, да спасет души наша.

s1200

Сегодня, 23 июля, совершается память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. Русская Православная Церковь почитает этот святого как одного из основоположников русского монашества, почитаемых в лике преподобных. Конечно, стоит сказать, что Антоний Печерский внес неоценимый вклад в развитие православия, многие решили последовать за ним и принять монашескую стезю, учиться у него. Человеческая жизнь зачастую представляет собой поиск: человек постоянно находится в поиске – смысла жизни, жизненного пути, призвания, места в жизни и т.д., но все в конечном счете сводится к поиску истины – того, ради чего стоит жить. Искать истину – значит искать предмет любви! И монахи избрали для этого необычный путь. Как писал преподобный Иоанн Лествичник: «Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!». Монашество – это великий подвиг. Именно такой подвиг и был совершен святым Антонием Печерским.

Преподобный Антоний, (в миру Антипа), основатель Киево-Печерской Лавры и первоначальник русских иноков, родился близ Чернигова и был пострижеником Святой Горы Афонской.

76912

Когда он достиг Афона, Антипа был поражён красотой и устроением этого святого места. Вопрос о том, где именно подвизался преподобный Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия, так и Есфигменского монастыря.
На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы

ant-pechersЧерез два года в одной из Афонских обителей он и принял монашеский постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках. Юный инок во всём старался угодить Богу. Особенно преуспевал он в кротости в послушании под руководством игумена Феоктиста. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. В летописях вспоминается, что на прощание игумен сказал: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы. От тебя произойдёт множество иноков».

ЛавраПридя в Киев, он избрал местом поселения пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преподобного собрала у него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Антоний Печерский обращался к своей братии с такими словами: «Вот, братие, Господь избрал вас, и на вас благодать Святой горы, игумен которой постриг меня, а я — вас; да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, второе же — от Святой горы». Стремившихся к иночеству Антоний принимал с любовью. Когда около преподобного собралось двенадцать человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроены церковь и кельи. Как только работы были закончены, Антоний удалился из обители, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама. Выкопав себе новую пещеру, преподобный Антоний затворился в ней. Как говорил сам святой: «Живите сами, без меня; я поставлю вам игумена, а сам хочу жить один, как привык к тому прежде». Около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры и возник знаменитый Киево-Печерский монастырь с подземной церковью и кельями.

p1ao3kn7th1v56r79173om1r1o1o4Нельзя не сказать, что преподобный Антоний, несмотря на затворничество, никому не отказывал в совете, сам ухаживал за больными и исцелял их своей молитвой. Отметим тот факт, что прикрывая смирением эти исцеления по молитве, он давал больным в качестве лекарства зелень, которой питался; недужные, вкусив ее, делались здоровыми, какой бы болезнью не были одержимы. Скончался преподобный уже девяностолетним старцем. По его просьбе мощи никогда не были открыты, но больные, приходящие в его пещеру, получали исцеление. В своем затворническом подвиге преподобный Антоний победил немощи падшей человеческой природы и получил от Господа дар прозрения и чудотворений, исцеления и изгнания бесов.  Но даже если мощи преподобного отца нашего Антония удалены от нашего зрения, то помощь его всегда с нами и близка ко всем призывающим его. Мощи его творят неиссякающие чудеса, помогая всем с верой притекающим к честному гробу преподобного. Стоит сказать, что святой преподобный Антоний являет нам всем пример монашеского подвига и монашеской жизни. Его можно охарактеризовать как: молитвенник, затворник, подвиг которого через много веков повторили монахи, пожелавшие строгой, аскетической жизни и ставшие первыми насельниками в Гефсиманском скиту. Святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига.

Слава Богу за все!