Христос, с одной стороны, явил себя миру (через дела, слова, знамения), не оставил неподтвержденным Свое мессианство. С другой стороны, не явил Себя так, чтобы покорить всех Своему свидетельству.

b909511027bfc4d7ce011580af9f0969_xl

Он мог бы явить Себя в такой славе и силе, что человек бы не смог сопротивляться этому свидетельству. И поклонился бы Ему так, как кланялись евреи, когда Моисей получал заповеди от Бога. Господь так явно показал Себя на Синайской горе, что не было места атеизму.

26876172558_4b9c1ae73c_oУ евреев говорится, что, когда храм Божий Иерусалимский стоял, благодать Божия настолько присутствовала ощутимо и обильно, что сомневаться в бытии Божием не мог никто. Даже во дворе язычников чувствовалось, что здесь Бог живет. Представьте себе: днем Господь идет перед евреями в столпе дыма; ночью – в столпе огня. Они постоянно видят присутствие Божие между собой. Там не было вопроса: «Верить в Бога или не верить?.. Есть Он или нет Его?» Вообще не было такого вопроса. Был вопрос: «Исполняешь ли ты Его заповеди? Верен ли ты Ему? Готов ли ты служить Ему всем сердцем?»

В Новом Завете вопросы остаются. Он Себя являет и не покоряет нас силой. Он являет: там – милость, там – мудрость, так – теплоту, там – сострадание. Чтобы имеющий сердце узнал в Нем истину. Он так и говорит: «Я – истина!» Но остаются вопросы у грешного человека. Сердце же человека черствое – вопросов не может не быть. Евреи докучали Христу неоднократно. Спрашивали. Страшные слова говорили: «Кто Ты такой? Или Ты – самозванец? Или Ты – чародей, творящий чудеса силой Веельзевула, князя Бесовского? Или Ты – халдей египетский? Или Ты – предатель нашей веры? Или Ты действительно – Сын Божий?». Это же вообще ужасный вопрос. Блаженны люди, которые кланяются Иисусу в простоте: «Ты – Сын Бога живого». Как Петр сказал, и мы повторяем: «Ты еси Бог наш и разве Тебе иного Бога не знаем. Имя Твое именуем». Нет ничего радостнее – говорить такие слова от чистого сердца и не сомневаться в Иисусе Христе. dveri-k-bogu-picture-big

Евреи Ему страшный вопрос задают. Кто Ты? И мы сегодня, в день Преображения, имеем косвенный ответ на тогдашний вопрос. Вот Он – солнышко. Свет от Света. С одной стороны, мог бы всем показать; засияло бы Преображенское Солнце на всякого человека. На всякой земле. Нет! Не всем. Господь, с одной стороны, не прячет Себя, но показывает Себя не всем. Потому что, с одной стороны, не все достойны видеть славу Господню, и не все могут это вместить. Он берет какое-то малое избранное число и говорит: «Вот он – Я. Смотрите, кто – Я. Потом вы всем расскажете. Потом все поверят вам. Потому что – дела, которые Я творю, и вы будете творить. Все, что сделал Я и вы сделаете. И дальше больше Меня сделаете». Он так и говорил: «Вы больше меня сделаете».

Мы живем во времена, когда все призваны к богословию и все призваны к богопознанию. Это самая главная задача человечества – познайть Бога. «Как море наполняется водою, так мир будет наполнен познанием Сущего» (Ис.11,9). Такое видение было. Но – «Оно или исполнилось или только грядет впереди?» С одной стороны, глубокое невежество религиозных истин мы наблюдаем в мире. Буквально, иногда не с кем поговорить. Или, разговаривая о вещах духовных, находишь полное непонимание и полное отсутствие интереса. Черствость, сухость, безумие, холод. Но, с другой стороны, когда почитаешь сколько было святых, сколько было богословов, созерцателей, чудотворцев. Великих мучеников. Великих богоугодников. И думаешь: «Может это уже исполнилось? Может человечество уже наполнилось богопознанием, как море наполняется водой?» Но, так или иначе, нужно Господа познавать. Познавать Бога во Христе. Сам Отец сказал: «Это Сын Мой любимый. В Нем – Мое благоволение. Его слушайте» (Мф.17,5). То есть – все, что Он говорит, надо слушать и прилагать к сердцу своему.

Христос есть Свет. Свет от света. Свет истинный от света истинного. Кстати, и белые ризы. Ясно – Господь был бел в одеждах своих как на Земле белильщик не сможет выбелить. В том же белом мы, кстати, хоронимся. В белом нужно отпевать. Почему? Потому что – мы отправляем душу в царство света. И свечи зажигают именно для этого. Свеча горит и одежда белая. И на покойнике, и на священнике. Для того, чтобы знали: Настоящий мир – это царство света. Настоящий мир – это мир, где Христос уже вовеки царствует и не скрывает Своих лучей. Сияет как Агнец. Закланный и воскресший. Вот в Откровении Иоанна Богослова описывается будущий город Иерусалим, город, где жить придется, даст Бог, если будем того достойны. И там нет солнца, и нет луны. Нету светильника. Нету фонаря. И не горит ни одна лампада. Но посреди этого города Иерусалима Небесного сияет Агнец. (Откр. 21,23). Это немеркнущее сияние. Там нету ночи, нету 36daef68a566ec7bdcfe4e0f24dce240сумерек. Там нет болезней, плача. Воздыхания. И свет этого Агнца исцеляет и веселит души человеческие. Вот это и есть Царство Божие. Агнец, сияющий в полной силе своей.

То есть – этот Фаворский свет – не только у Христа и больше ни у кого. Христос хочет дать его нам. Мы преобразимся; что будет в Божьем мире потом; когда мы умрем и воскреснем. Если все будет хорошо, все будет правильно, и мы не изменим Христу, и Он помилует нас, то сказано, что «Праведники просияют как солнце. В Царствии Отца их». То есть, праведник воскресший, он будет сиять, как маленький Христос. Он будет, действительно, малое подобие Сына Божьего. Мы будем «сыны». Раз Он – такой Сын и мы будем маленькие сыны. Усыновленные Отцу через Христа, мы будем сиять как солнце в царстве Отца. Это будет совершенно новая жизнь.

Этот праздник — некий новый Синай для христиан. Новое синайское откровение. Без грома и молнии. Без гласа трубы. Без страха.

DSC_0121Вот мы во Христа верим. На Него надеемся. Он – надежда наша. Он – судья наш. Он кормит нас. Он питает нас. Он взвешивает наше дыхание. Он посчитал волосы нашей головы. Он измерил пядями (так Давид сказал, не метрами и не километрами, а пядями измерил) жизнь мою. Пядями положил дни мои (Пс.38,6). Измерил пальчиками. Измерил дни человеческой жизни. Все знает. Все помнит. Пострадал за тебя, за нас.

И вот мы с любовью сошлись в храм Божий. Слетелись как птицы хлеба поклевать. Поклевали небесного хлеба, вспомнили о Преображенской славе. Освятили плоды нового урожая. С тем, чтобы научиться все Богу приносить и освящать. Первенцев своих приносить на благословение.