Как реагировать, если при тебе хулят (осуждают) православную веру, Церковь или священнослужителей?

08e0f21cd03b19d49f3c6f3a2e6e6b8e

Стоит ли не обращать внимания? Ведь при попытке что-то объяснить, слышится: «Ну да, вас же там неплохо обработали!» А если промолчать, они думают, что нечего сказать…

Ответ на этот вопрос дал Сам Христос в Евангелии от Луки, когда, проходя через селение самарян (по нашим меркам — отпавшим от истинной веры еретиков), был подвергнут поношению со стороны местных жителей. Его ближайшие ученики предлагали Ему уничтожить хулителей небесным огнём, но Он, «обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:51-56).

Любое действие Бога по отношению к человеку проистекает из Его безграничной любви, будь то наделение человека какими-то дарами или, напротив, лишение чего-то. Последнее мы воспринимаем как наказание. Христос взошёл на Крест ради спасения каждого человека, поэтому никакой человек, даже самый грешный, не может быть для Церкви Христовой средством для решения её задач, в том числе в негативном ключе. Никто не может быть для Церкви недостойным «отбросом», портящим её чистоту. Следуя заповедям Христа, Церковь молится за весь мир, за каждую бессмертную душу: праведника и богохульника.

his-hand-stretched-ts-1344949-cc-4 (1)Человек, желающий встретиться со Христом в Его Небесном Царстве, всю земную жизнь должен учиться быть на Него похожим, в первую очередь в кротости, смирении и любви. Надо учиться относиться к каждому человеку так, как относится к нему Христос, т.е. в идеале быть готовым отдать жизнь ради его спасения. Поэтому любое увещевание богохульника может быть действенно, если относиться к этому заблудшему человеку с искренним состраданием и переживать не о своей боли от его слов, а о его муках богооставленности.

Подобным образом вёл себя святой праведный Иоанн Русский, находясь в рабстве у злобного мусульманина. Он искренне любил своего хозяина, усердно служил ему и тем самым положил начало благим переменам в окружающих его людях, включая самого хозяина. Нет, христианином тот не стал, но заметно смягчился и стал лучше относиться к христианам.

Пока Христова Церковь была гонима, вопрос реакции на богохульство системно не стоял. Христиане проповедовали словами и делами, жизнью и смертью, их высмеивали, осуждали, гнали, убивали. Они молились за гонителей, но и нередко жёстко осуждали их, о чём свидетельствуют жития мучеников.

Всё изменилось, когда в большинстве цивилизованных стран христианство стало государственной религией и появился аппарат, позволяющий наказывать богохульников. И Церковь неоднократно прибегала к подобным «услугам» государства. В отпавшем от Православия католичестве печально известны крайности подобного подхода, проявившиеся в ужасах инквизиции. На православном востоке и в нашей стране в церковной среде не было такого единства по этому вопросу, как на западе. Так, при борьбе с ересью жидовствующих (конец XV – начало XVI вв.) главные вдохновители этой борьбы святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, и преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, выступали за казнь еретиков, а последователи преподобного Нила Сорского прятали их в своих потаённых скитах, но не потому что разделяли еретические воззрения. Они не верили в то, что государственная казнь поможет раскаянию грешников и послужит делу их спасения.

bfddac577f2f684447212686b7be84b1Кто является пострадавшей стороной при совершении богохульства? «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Богохульство никак Бога не затрагивает. Человек, да и вообще любая тварь, не может причинить Всемогущему Богу никакого вреда. Поэтому страдают от богохульства люди. Больше всего страдает сам хулитель, поскольку нет большей муки, чем добровольное отлучение себя от Бога. Вслед за ним страдают христиане, ставшие свидетелями богохульства. Их страдание состоит из сострадания богохульнику и личной боли от поношения тех, кто им очень дорог – Господа, Его Пречистой Матери и Его святых. Наконец, косвенно страдают духовно-нейтральные свидетели богохульства, поскольку привыкают воспринимать зло богоборчества как норму и тем самым лишают себя возможности покаяния и личной встречи со Христом.

Как же Вам вести себя в коллективе богохульников? Если нами не будет двигать искреннее сострадание к каждому из них, вряд ли кто-то услышит наши самые правильные слова, призывающие их одуматься. И дело здесь не в отсутствии миссионерских навыков, а в отсутствии любви к ближнему. Как Богу помочь человеку в благом деле, если тот не хочет исполнять вторую важнейшую заповедь Евангелия?! Поэтому, если, заглянув в своё сердце, мы увидим, что в основе  реакции на богохульство — личная боль, а не сострадание к богохульникам, не нужно пытаться переубедить их словами. Но и не подыгрывать им, не соглашаться на участие в делах тьмы. Сказать им прямо о том, что ты —  христианин, что тебе бесконечно дорог Христос, Матерь Божия, святые и всё, что связано с Церковью. Сказать без всякого превозношения над ними, что, находясь внутри Церкви, ты больше, чем кто-либо страдаешь от её видимых недостатков, и что осуждение и высмеивание этих недостатков сторонними людьми многократно эту боль усиливают.

Подобным образом бывает больно ребёнку впавших в прегрешения родителей, которых высмеивают его школьные товарищи (вспомните Илюшу Снегирёва из «Братьев Карамазовых» Достоевского). Просить (просить, а не требовать!) окружающих людей не вести при вас богохульные разговоры. Если просьбу не 1235838-10_bудовлетворят, выходить из помещения, пока разговоры не прекратятся, какими бы последствиями это для не обернулось. Это и будет наше исповедничество.

Самой действенной миссией в среде окружающих нас богоборцев будет личное бескомпромиссное исполнение евангельских заповедей, когда, глядя на кротость, смирение, любовь и неизменный мир в душе, окружающие люди зададутся вопросом «как же это удаётся?». И тогда можно рассказать им о Христе. Ведь именно богоподобное смирение является смертельным оружием против бесов.