Великий пост — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

KePpnRevDzs

Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.

После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.
Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.

***

«Прощёное воскресение — необходимое напоминание нам о важности открыть своё сердце любви Божией: простить всем всё, освободиться от оков, не дающих нам быть открытыми к действию благодати.

Как хорошо жить: встречать новый день, окутанный весенним солнечным лучом, видеть первые цветы, идти навстречу новому, как идет ребенок. Ему всё ново, всё интересно, любопытно и радостно. Он, сам того не зная, пребывает с Богом: верит Ему, принимает происходящее как оно есть, по-детски радостно увлекается самыми простыми и, на взрослый взгляд, нелепыми занятиями… А тем временем ребёнок не думает о своём времяпрепровождении «взрослой головой», он просто живёт, чувствует, знакомится, удивляется — он увлечён происходящим.

maxresdefaultСкажете: «Ну конечно, он же ребёнок», скажете: «У него нет серьёзных проблем», «За него взрослые думают и переживают. Только и остаётся радоваться, да созерцать…» Нет! Это взрослым «свысока» своего опыта думается, что у детей ничего не может быть тяжёлого. У детей переживания своего уровня, и для них они имеют немалое значение. Но всё же дети остаются открытыми в общении, они не могут долго обижаться, в них присутствует неугасаемая искорка жизни, озаряющая вокруг и нас, взрослых, постоянно куда-то спешащих, думающих обо всём сразу, но при этом ничего не успевающих.

Почему же так? Может быть, дети знают какую-то большую тайну? Они знают, что новый день готовит для них что-то интересное, что солнышко ласковое и приветливое, что птичка поёт для них, что этот новый знакомый уже Друг. И ничего, что он лишь на пару часов. Но именно эти пару часов, строя песочную крепость, они будут самыми взаправдашними друзьями, и у них всё по-настоящему, всё серьёзно, по-честному!

Так давайте же и мы последуем заповеди: «Будьте как дети … ибо таковых есть царствие Божие» (Лк.18,16). Не будем разрушать себя обидами и недовольствами. Не станем обходить «неприятеля» стороной, а вместо этого выбросим из своего сердца всё ненужное, всё то, что мешает нам быть свободными от тяжестей душевных: огорчений и неудовольствий, негативных мыслей, тщеславных надежд, и гордости, которая мешает со всем справиться.

Самостоятельно нам, конечно же, очень тяжело. Но мы не одни. И так же, как за ребёнком стоит взрослый человек, помогающий ему во всём, заботящийся о нём, так что ребёнку «только и остаётся радоваться, да созерцать…», над нами есть человеколюбец Господь! Он, в силу своего всеведения, направляет нас в нужную сторону, указывает более верные для нас пути, заботится о нас. И если мы сумеем положиться на волю Его, тоже как дети сможем радоваться, да созерцать! И благодарить Господа за все!

Прощёное воскресение — необходимое напоминание нам о важности открыть своё сердце любви Божией: простить всем всё, освободиться от оков, не дающих нам быть открытыми к действию благодати. Ведь трудно ей проникнуть в тяжёлое, наполненное обидами и укоризнами сердце. Вот и не способны мы за своими огорчениями видеть то, что видят дети. А ведь самые простые вещи и напоминают нам о Боге, о важности быть с Ним, быть ближе к Нему, а значит, и не держать в сердце зла, чувствовать и думать легко, прощать быстро, радоваться новому дню.

Новый день — очень важный для нас подарок! Он даёт нам множество поводов позаботиться о ближнем, меньше думать о личных не самых первостепенных потребностях, услужить кому-то, не огорчиться из-за чего-либо. И помнить, что Господь дал нам этот день, несмотря ни на что, Он нам его дал! Милостиво позволив снова и снова сделать «работу над ошибками», над своими ошибками! В себя заглянуть, о Нём вспомнить. Понять, где мы оказались неправы, и поправить ситуацию, пока ещё можно это сделать. Он не оставит своё самое дорогое создание, ради которого Он создал всё. Господь поможет! Он всё устроит наилучшим образом, пойдёт нам на встречу. Стоит лишь открыть своё сердце, и Он сможет войти в него».

***

«Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, — говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, — аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 и 15). Это — первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1 Кор. 14, 33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (ср.: Евр. 12, 14).
Во-вторых, потому, что Царство Божие — светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними — сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин. 20, 19).
5db9b863ab06bКто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия — Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными.
Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.
Не таковаго поста Аз избрах, — говорит Господь через пророка Исаию, — но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7).
Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25)».

Архимандрит Кирилл (Павлов)