Субботой Акафиста называет Святая Церковь субботу Пятой седмицы Великого поста. По традиции за вечерним богослужением в православных храмах поется акафист Божией Матери.

8942-pohvala-presvyatoj-bogorodicy

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».

1005852823Предание гласит о том, что при вражеской осаде столицы Византии Константинополя, в 626 году, Патриарх Сeргий, взяв христианские святыни, в том числе и ризу Богоматери, обошел с ними город, совершил молебен, окунув ризу в море. Неожиданно на море разразилась сильнейшая буря, потопившая вражеские корабли, а на суше было уничтожено множество врагов. В память избавления Константинополя от аваров предстательством Пресвятой Богородицы, в память еще двух других побед (в 673 и 716 гг.) был установлен праздник Похвалы Богородице с пением вдохновенного гимна – Акафиста. Тогда во Влахернском храме впервые прозвучал акафист Божией Матери.
Древнейшим акафистом считается акафист, написанный в VII веке. Но еще раньше (в V-VI веках) новая кондакарная система богослужения (с преобладанием стихир) явилась переходной ступенью от прежнего типа богослужения (с преобладанием псалмов). К древнейшей и единственной песне на богослужении – тропарю – стали присоединять такое же краткое песнопение, исполнявшееся независимо от псалма, за которым имел место целый ряд подобных же песен – кондак с рядом икосов. И здесь мы должны вспомнить о св. Романе-Сладкопевце. Св. Роман – знаменитый творец кондаков второй половины V века, рожденный и воспитанный в Эмесе (Сирия), считается и первым сочинителем икосов (об этом извещает нас блаженный Марк Ефесский). Св. Роман имел обыкновение проводить ночи в бдении: в «одних прекрасных покоях» (отсюда произошло и название «икос») он вместе с кондаками составлял и пел «икосы». Св. Роману-Сладкопевцу принадлежит более 1000 кондаков (первый из них – рождественский – «Дева днесь»).

И только с появлением канонов кондаки Св. Романа стали уступать свое место этим новым песням. Так зарождалось акафистное пение, которому суждено было стать жанром церковного песнопения лишь в VII веке.

На основе стихир св. Ефрема Сирина из 13 кондаков и 12 икосов создал акафист Григорий Писида, диакон константинопольской церкви (VII век). Ему принадлежит знаменитое акафистное пение Богоматери.

И только спустя столетия слово «акафист» из обозначения конкретного хвалебно-догматического текста, прославлявшего Божию Матерь, стало обозначением жанра церковных песнопений в честь и похвалу Господа Иисуса Христа и многих святых.

По первому образцу строятся все другие акафисты, состоящие из 25 песнопений – последовательно чередующихся кондаков и икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилyия», а все икосы – возгласом «Радуйся». (Икос и кондак – церковные песни, в которых в сжатом виде выражается жизнь святого или история священного события.)

Как пишет святитель московский Филарет: «богословский дух Святой Церкви усмотрел, что было бы несообразно, если бы во славу Христа Спасителя не было бы такого же необыкновенного и величественного песнопения, как акафист Божией Матери. И был составлен акафист Господу Иисусу, исполненный духом покаяния, молитвы, любви и умиления». Этот акафист, именуемый у нас еще акафистом Иисусу Сладчайшему, впервые встречается в греческой рукописной традиции в XIII веке, а славянский перевод его был осуществлен в XIV столетии.

iCbNiOzICZYНа Руси благочестивые христиане всегда ценили и любили акафисты Спасителю, Божией Матери и святым именно за дух покаяния, любви, молитвы, который свойствен этим службам. Знаменательно, что первый отечественный акафист был написан в честь игумена земли Русской преподобного Сeргия Радонежского.

Всего же ныне нам известно более 200 акафистов. Имена творцов музыки акафистов (кроме св. Романа-Сладкопевца) по сути нам не известны. Надо предполагать, что распевы акафистов рождались в народном пении и за стенами монастырских обителей. Так, известны распевы акафистов – Киевский, Саровский, Оптинский.

Известный исследователь-гимнограф А.В.Попов писал: «Акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души. В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно – жаждущих утешения и ободрения».

А вот как сказал старец Зосима (духовник Троице-Сергиевой Лавры) много лет назад: «Акафисты – это восторг и умиление души человеческой пред величием святости и подвига».

680_kopiya-kopiya-kopiya-kopiya-kopВ одном из монастырей Афона находится древняя чудотворная икона, именуемая «Акафистная». Она является даром императора Алексия III Комнина основателю монастыря преподобному Дионисию. На ее серебряной ризе и на древе и поныне сохраняются надписи, свидетельствующие о том, что этот образ Богоматери является тем самым, который патриарх Сeргий обносил вокруг стен града Константинополя, что и спасло город от персов и аваров в 626 году. Именно перед этой иконой впервые пропели акафист, благодаря за спасение Пресвятую Богородицу, наши предки-христиане.

По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.
Акафистное творчество в России было явлением широко распространенным — акафисты составляли люди самого разного церковного и общественного положения: духовные писатели, преподаватели Духовных школ, священнослужители.

Процесс вхождения акафиста в состав богослужения происходил следующим образом: автор или заинтересованное лицо (настоятель монастыря, священник или староста храма) направляли гимн и прошение о его разрешении в Комитет духовной цензуры; цензор выносил свое суждение и предлагал его Комитету; Комитет делал донесение в Святейший Синод, где акафист рассматривали снова, исходя, как правило, из отзыва архиерея, и выносили определение о возможности напечатания гимна, доводившееся до сведения цензурного комитета. К 1901 году на 158 разрешенных приходилось 291 (или более) неразрешенных акафистов. Это могло быть связано с несоответствием требованиям, предъявляемым к духовной литературе, или с существованием уже одобренного ранее акафиста с тем же посвящением.

После восстановления патриаршества продолжали печататься новые Акафисты, авторами которых стали выдающиеся церковные деятели. Так, митрополит Вениамин (Федченков) составил Акафисты Трем святителям и святителю Иоасафу Белгородскому (в составе службы). Святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому (или его кругу) относят авторство Акафиста Святому и Животворящему Духу. Акафисты новейшего времени написаны в новом гимнографическом стиле, к особенностям которого относятся стихотворный размер (Акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (1927), написанный в заключении митрополитом (впоследствии Патриархом) Сергием (Страгородским); приближение церковнославянского языка к русскому [Акафист «Слава Богу за всё» (1929) митрополита Трифона (Туркестанова)].

С 1970-х годов акафисты снова начали публиковаться, входя в состав различных изданий Московской Патриархии (молитвословов, календарей, «Журнала Московской Патриархии» и пр.), а затем — отдельными сборниками. Главным образом это переиздания акафистов синодального периода.