“Приити бо имать Сын человеческий во славе Отца Своего со ангелы своими, и тогда воздаст комyждо по деяниям его.” (Мф. 16, 27)

страшный суд

Наступивший воскресный день именуется Неделей воспоминания о Страшном Суде. Пророки именовали его как день Господень, великий и страшный. Апостол Павел называл его днем гнева Божия. Страшным он именуется потому, что суд будет совершаться Господом нашим Иисусом Христом, явившемся во всей Своей славе Царя наступившего вечного миропорядка, вместе с мириадами небесных сил, перед всеми людьми, которые когда-либо жили; стоящими перед Судией в телах, в которых они жили, ожидающих конечного определения своей участи в вечности. Тайны исчезнут. Каждого будут видеть все и каждый будет видеть всех. Ничего тайного не останется в человеке, все, до последнего оттенка помысла, будет явлено всем. Суд окончательный, пересмотров и изменений не будет.                                                                                                                Но, осуждается на веки не человек, а зло. Зло отсылается от Лица Божия, а значит и от любви, от милосердия, от радости, от блаженства. Место, где всего этого перечисленного нет, именуется геенной огненной. И изгоняемое зло повлечет с собой человека, полюбившего это зло, приросшего к нему в течение земной жизни. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) пишет: “Когда раскроются “книги”, всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник – когда умерло тело, кто-то подумает – умер и грех. Нет, в душе была склонность, и душе грех был сладок. И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние”.

В воскресном Евангелии мы слышали:  “Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” (Матф. 25:41-46).

страшный суд в текстИ никто из обвиняемых не возразил, не сказал: Господи, я когда-то накормил такого-то, или дал ему кров, или одежду, или посетил в темнице или больнице. Не нашлось у тех, кто по левую сторону, ни одного подобного поступка в жизни в свое оправдание. Удивительно, на первый взгляд то, что отсылаются от Бога не убийцы, не блудники и прелюбодеи, не воры и  не сребролюбцы, не те, кто совершал явные преступления, а равнодушные, бессердечные, не сотворившие никакого добра ближнему. Про явных грешников сказано: “ Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют” . (1Кор.6:9-10). Конечно,  явные пороки не дают возможности войти в Царство Небесное. Однако и те, кто их не имел, но и добра никакого никому  в жизни не сделал, осуждаются, как и явные грешники. Нетворение добра в течение жизни осуждается как закоренелый противоестественный порок.

Господь наш Иисус Христос, неоднократно подчеркивал, что Он, а не Бог Отец, будет судить человечество на Страшном Суде: “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Ин. 5:22). И судить человечество будет Христос – не только как Бог, но и как Человек, живший подобно нам и испытавший вполне человеческие тяготы и страдания, а потому способный понять и простить другого человека, способный вынести справедливый суд. Страшный Суд совершается над нами каждый раз, когда мы решаем для себя вопрос: накормить ли алчущего, посетить ли страждущего, поделиться ли с нуждающимся. И евангельские слова Спасителя — это не угроза наказания, а призыв к человечности и состраданию.

Страшный Суд, по учению Христа, относится не только к последним дням. В беседе Христа с Никодимом Господь говорит: “не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3:17–19). И в беседе с иудеями Христос возвещает: “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5:24).

Итак, вера во Христа и исполнение Его заповедей уже в земной жизни, становятся основанием спасения человека, тогда как неверующий во Христа и не принимающий Слово Божие уже здесь в земной жизни осужден. Деление на овец и козлищ происходит сейчас в земной жизни, когда одни избирают свет, а другие выбирают тьму, одни идут за Христом, другие не принимают Его, одни творят добрые дела, а другие переходят на сторону зла. Каждый человек делает выбор, который подтвердит Страшный Суд. Как пишет Иоанн Златоуст: “в день Суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя”.

На Страшный Суд предстанут все без исключения люди: христиане и язычники, верующие и неверующие. К нам, православным, обращены грозные слова апостола Павла: “…Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников”. Что же касается лиц, находящихся вне Церкви, то они, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах.

Преподобный Симеон Новый Богослов, говорит, что на Страшном Суде каждому грешнику будет противопоставлен праведник из того же чина: грешным женщинам будут противопоставлены святые жены, нечестивым царям и властителям – благочестивые правители, грешным патриархам – патриархи святые, “которые были образами и подобиями истинного Бога не только на словах, но и на деле”. Осуждены будут отцы отцами, рабы и свободные рабами и свободными, богатые и бедные богатыми и бедными, женатые и неженатые женатыми и неженатыми. Одним словом, каждый человек грешный в страшный день Суда напротив себя в жизни вечной и в неизреченном том свете увидит подобного себе и будет осужден им.

Страшный суд в текскт 2

В православном понимании Страшный Суд – есть не только момент возмездия, но момент торжества правды, не столько проявление гнева Божия, сколько явление милосердия и любви Божией.  Бог есть любовь,  и Он никогда не перестанет быть любовью, даже в момент Страшного Суда. Бог есть свет, и Он никогда не перестанет быть светом, в том числе и тогда, когда придет судить живых и мертвых. Но Божественная любовь и Божественный свет воспринимаются по-разному праведниками и грешниками: для одних это – источник наслаждения и блаженства, для других – источник мучения и страдания.

Воспоминая страшный суд, стоит прислушаться к песнопениям Постной  Триоди: “Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странные введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие”, присмотреться к своей жизни и, если не находится в ней поступков милосердия, то поспешить исправить этот порок, пока есть такая возможность.